Творчество В.С. Высоцкого

Новости проекта, участники и гости теле- и радиопередач, работа форума

Модераторы: administrator, moderator

Творчество В.С. Высоцкого

Сообщение administrator » 16.09.2005 18:52

Проект "Неизвестная планета" совместно с Институтом Социальных Технологий ( ИСТ ) Бронислава Виногродского намерены обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложением включить в общеобразовательную программу по литературе и русскому языку для средней школы тему "Творчество В.С.Высоцкого".
Изображение

В связи с этим нам интересно знать, что вы думаете по этому вопросу:
какие произведения В.С.Высоцкого вы предложили бы включить в школьную программу и почему, с какого возраста вы рекомендуете детям изучать его творчество?

Цикл передач о творчестве Высоцкого в рамках проекта "Неизвестная планета" :

24.07.2005 Возможные интерпретации стихов В. Высоцкого
23.01.2005 О феномене творчества В.Высоцкого
30.01.05 Слушая Высоцкого. с Брониславом Виногродским
Последний раз редактировалось administrator 19.06.2006 15:45, всего редактировалось 2 раз(а).
administrator
Site Admin
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 08.05.2005 12:26

Сообщение Горец » 17.09.2005 5:05

Вспоминается мой 10-й класс (1994), провинциальная, но очень хорошая школа, объявляет учительница, что шесть часов у нас есть на изучение поэзии 2-й половины 20-го века. Я сидел на первой парте, как всегда, вполоборота (запоните, двоечники: сидеть надо под носом у учителей - большинство их дальнозорки!!!), был отличником, и сразу выкрикнул: "Высоцкий" (с юных лет воспитан, хотя родился после его смерти). Милая Любовь Петровна ужала всех остальных в час (типа рожденственских-вознесенских), всех прочих мы с ней в час (кстати, Цой в учебниках был - проверьте, кто что помнит, Высоцкого - нет).
И вот четыре часа - два дня по два - ЛП берет проигрыватель (помните, такие кубические были под ДВП:))), я из дома тащу (провинция - 10 минут пешком от дому) пластинки. И я даю два дня подряд "концерт"... А это, простят меня ребята, город металлургов. "Концерт" а-ля ВВС: стихи читаю, ключаю пластинку на другие, рассказываю про него. Поверьте, наши (мои) "металлурги", способные что угодно придумать, слушали молча и ВВС, и меня. Я чуть не плача слушал звонок, а ребята подходили и просили еще раз прокрутить...
Понятно, что серьезное с "несерьезным" перемежал, больше шуточные понравились, но ребята "заразились"...
Уж если Цой оказался тогда в учебниках, то Высоцкий...
Аватара пользователя
Горец
Земной житель
 
Сообщения: 273
Зарегистрирован: 30.05.2005 6:35
Откуда: СПб

Сообщение Горец » 17.09.2005 5:13

Извините за офтоп, но почти в тему.
Подхожу на той неделе к киоску - пива купить, рядом музыка играет, знакомое что-то... пока очередь, суть да дело слышу разговор...
- Понимаешь, я эту песню раз услышал - понравилась.
- Так знаешь, мне кто-то сказал, что ее Розенбаум в натуре поет...
- А... Розенбаум... А чего он еще поет?
- Ну, это про "черный тюльпан" - мне Димка сказал... дал дивидюк - ага, Розенбаум.
- Так это у него все две песни...
- Ну, классный мужик!
Прохожу дальше: сидят два охломона годов 14-15, местные по виду... в Питере... Розенбаума... живого еще... вааще не знать...
А вы говорите, Высоцкого... Надо, конечно, но его до сих пор ведь боятся власти, обратите внимание...
Аватара пользователя
Горец
Земной житель
 
Сообщения: 273
Зарегистрирован: 30.05.2005 6:35
Откуда: СПб

Сообщение Мефодий » 17.09.2005 10:07

В моем внутреннем мире Высоцкий отсутствует вообще. Не вызывает у меня его творчество никаких положительных эмоций.
Но, учитывая его популярность, может и стоит включить в программу. (У меня точно была-бы "двойка"). А подумал... - с другой стороны его творчество только для тех, кто с ним резонирует. Надо-ли в обязательном порядке преподавать всем подряд??? У Высоцкого достаточно специфический творческий стиль. То, что было в школьной программе у меня вызывало реакцию от нейтральной до положительной. А вот Высоцкий вызывал-бы внутренний конфликт...
Аватара пользователя
Мефодий
Человек
 
Сообщения: 6147
Зарегистрирован: 24.05.2005 14:34
Откуда: Тула

Сообщение Елена » 17.09.2005 14:29

Я полностью - ЗА. Поэзия Высоцкого научит подростков любить родину, быть благородными, честными и искать СВОЙ путь в жизни. Его принципы отношения к друзьям, Любви, "духовному восхождению" в жизни - замечательны. Многие фразы из песен люди будут помнить веками. Это и лирика и раздумья о Бытие. Наша молодежь пока во многом перенимает Запад, что печально. Вопрос о жизненных ценностях, о настоящей русской культуре пора поднять на самых высоких уровнях в связи с тем, что в народе "идет" самая настоящая деградация (я не говорю обо всех, а о тенденции, особенно среди молодежи).
Аватара пользователя
Елена
Человек
 
Сообщения: 4083
Зарегистрирован: 04.07.2005 22:53

Сообщение Рагнора » 17.09.2005 16:56

Вместо эпиграфа (с купюрами):

Бок о бок с шашлычной, шипящей так сочно,
киоск звукозаписи около Сочи.
И голос знакомый с хрипинкой несется,
и наглая надпись: "В продаже - Высоцкий".

Володя, ах, как тебя вдруг полюбили
Со стереомагами автомобили!
Толкнут прошашлыченным пальцем кассету,
И пой, даже если тебя уже нету.

Торгаш тебя ставит в игрушечке-"Ладе"
Со шлюхой, измазанной в шоколаде,
и цедит, чтоб не задремать за рулем:
"А ну-ка Высоцкого мы крутанем!"

Володя, как страшно меж адом и раем
крутиться для тех, кого мы презираем!
Но, к нашему счастью, магнитофоны
Не выкрадут наши предсмертные стоны.
...
Тебя хоронили, как будто ты гений.
Кто - гений эпохи. Кто - гений мгновений.
Ты - бедный наш гений семидесятых
И бедными гениями небогатых.
...
...Киоск звукозаписи около пляжа.
Жизнь кончилась. И началась распродажа.

держу в руках учебник, по которому училась в 11 классе "Русская литература ХХ века" под редакцией Ф.Ф. Кузнецова, М. Просвещение, 1994 г.
стр. 292, статья "После "Поэтического" бума: новое в поэзии (Галич, Высоцкий, Окуджава, Ким)"; анализ стихотворения "Братские могилы", ссылки на спортивный цикл, шуточные песни, цитаты типа: "Теперь дозвольте пару слов без протокола: чему нас учит семья и школа?" и проч.
стр. 360, статья "Эстетические катастрофы официозной культуры и воздействие неофицальной субкультуры" : Высоцкий ("Диалог у телевизора"), Цой, Башлачев, Тальков.
мы в школе его проходили. и отдельно, и в купе с другими, например, поэзия о войне (Розенбаум "Бабий Яр", "Анафема", "А может, не было войны?" и цикл Высоцкого). Даже учили его стихи, я, вроде, "Кто сказал, что Земля умерла?", а мой однокласник победил на конкурсе чтецов, офигительно забабахав:
"Ну о чем с тобою говорить,
все равно ты порешь ахинею,
лучше я пойду к ребятам пить,
у ребят есть мысли поважнее...
У ребят серьезный разговор,
например о том, кто пьет сильнее,
у ребят широкий кругозор,
от ларька до нашей бакалеи.
Разговор у нас и прям и крут,
все проблемы мы решаем глоткой:
где достать недостающей рупь
и кому потом бежать за водкой... И далее по тексту...

Изучать ли Высоцкого в школе? я - категорически ПРОТИВ. Поэта более всенародного Россия не знала. Только слушают его сейчас все меньше и только те, кто либо жил в его эпоху, либо те, кто всосал Высоцкого с молоком матери. Феномен Высоцкого (при всем его мастерстве рифм, слога и проч.) не в тексте, а в резонансе адресата. Чем тише кругом - тем сильнее резонанс. испытание временем - это обнажение сути. переменилась жизнь, исчезла совковость и нынешние дети даже не знают, что это за "совок" такой был... "кто гений эпохи, кто - гений мгновений..." Для народа Высоцкий был неотторжимой его частью, но БЫЛ. В истории остается то, что нужно людям надолго. и только. как банальны истины... как редко понимают их в их простоте... Книги существуют лишь в контексте эпохи и надо хорошо знать эпоху, чтобы оценить сделанное Высоцким.
Это был пункт первый. Пункт второй. Любовь к Высоцкому не привить на уроках литературы, всю классику, изучаемую в школе дети в массе своей начинают ненавидеть только за то, что с них это спрашивают. есть пласт литературы, который должен передаваться не от учителя к ученикам, а от родителей к детям, в этом сохраняется некая интимность и большая отдача (Довлатов, Севела, Веллер, Аксенов, Высоцкий, Розенбаум, Раскин, Венедикт Ерофеев, Николай Глазков, Жванецкий, Губерман, Зиновьев и проч.) Их нельзя изучать в школе - пропадет весь кайф. Не уверена, что у малолетнего рокера урок про Цоя вызвал положительные эмоции, скорее наоборот, он плевался от того, что "тупая училка, не фига не понимая в колбасных обрезках, пыталась цитировать "Звезду по имени Солнце". потому что это для него - святое, а для нее нет, на одной доске с каким-то там Гоголем и Пушкиным... Вот и для меня Высоцкий в какой- то мере свят и несколько интимен, очень жаль, что "жизнь кончилась и началась распродажа".

Пы.Сы. А за Высоцкого вы не переживайте, его обязательно будут знать молодые, те, кому это нужно. на концерте Чайфов всегда исполняется песня "Да проложите вы хоть тоннель по дну реки", а как чудесно спел Гарик Сукачев "Кони привередливые", а Чиж и его "Лирическая"?... Так что в озеро Забвения Высоцкий не канет...
Без меня народ неполный. (с) А. Платонов
Аватара пользователя
Рагнора
Местный житель
 
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 09.05.2005 13:15
Откуда: Петербург

Сообщение Belyj-Med » 18.09.2005 1:38

Песни Высоцкого исполняли .. они.. ниже всякой критики, да и не любил он, когда чужой...
Преподавать Высоцкого в школе сложно, согласен, но на внеклассном чтении послушать и песни,
в исполнении авторском, и рассказы любителей его творчества считаю, что надо :pound:
В.В.С. р. 25.01.1938г. - 25.07.1980г.
Аватара пользователя
Belyj-Med
Человек
 
Сообщения: 1395
Зарегистрирован: 21.08.2005 4:54
Откуда: Питер

Сообщение Горец » 18.09.2005 3:38

Есть такая штука "герменевтика" как в философии, так и в литературе. Если проще - понимание через текст автора, его мыслей, его эпохи, и наоборот. Потому, скажем, мне Достоевский противен - жалок человек по жизни, что он может сказать мне интересного, если сам был никем и ничем...
Всегда бесило - со школьных лет - выражение "проходить автора". Проходите - проходите мимо... Надо давать представление и о человеке, и об авторе. В школе, помню, биографию Пушкина (да и не только) классе в пятом-шестом изучали два! урока, делали доклады, отвечали на вопросы, ставили оценки... Зачем в этом возрасте вообще столь подробно? Зачем не начать с творчества, объясняя его по пути обстановкой и событиями в жизни автора?
Высоцкого также нельзя "проходить" или "преподавать". Я, думаю, простите за нескромность, делал правильно: коротко - минут за десять биографию вообще. А потом, скажем, "он писал о войне как будто сам воевал" - и "Братские могилы", "Як-истребитель"... без объяснений назойливых - кто хочет, поймет. "Родился он в тяжелое - сталинское время, пережил ребенком войну" - "коридоры кончаются стенками, а тоннели выводят на свет" (название забыл). "Человек любил жизнь, погулять, да выпить мог" - "Маскарад". И т. п. Все песни без комментариев.
Класс в нервном напряге, переживает и смеется...
От родителей к детям - у нас может передаться: от наших родителей, живших при Высоцком - к нам. Дальше - сложнее. Представьте, что в 20-е годы в советских школах не стали бы "преподавать" Пушкина! Скажем, как буржуазного поэта и развратника... Странно, что Толстого оставили, оторый был президентом московского теннисного клуба при запрете соввластью тенниса:))).
Да сейчас бы их никто бы и не знал!!! Из поколения в поколение не передалось бы при столь резких сменах эпох. А Высоцкий - "Пушкин 20-го века" бесспорно. Кого еще предложите??? Надо, надо слушать его в школах - жаль записей Пушкина нет... Неужели Высоцкий хуже горьких-островских-чернышевских-хлебниковых, коих все еще "проходят"??? Вот уж однодневки!!!
Терпеть не могу перепевов Высоцкого - Сукачев просто опозорился, вот Чиж своеобразно, более лирично спел, чем Высоцкий. Не тот тембр, не те эмоции, но красиво, в принципе...
Аватара пользователя
Горец
Земной житель
 
Сообщения: 273
Зарегистрирован: 30.05.2005 6:35
Откуда: СПб

Сообщение Чиж » 19.09.2005 9:01

За Высоцкого. Хоть в школе, хоть в институте.
Чиж
Защитник Земли
 
Сообщения: 573
Зарегистрирован: 15.08.2005 6:06
Откуда: Владивосток

Сообщение ДРУ » 19.09.2005 12:53

Правильная мысль.
Он сейчас нужен.
Аватара пользователя
ДРУ
Человек
 
Сообщения: 1188
Зарегистрирован: 06.06.2005 14:07

Сообщение Горец » 20.09.2005 6:13

Он всегда нужен, как Пушкин или Гомер...
Аватара пользователя
Горец
Земной житель
 
Сообщения: 273
Зарегистрирован: 30.05.2005 6:35
Откуда: СПб

Сообщение milosch » 21.09.2005 12:26

А Пушкина, кстати, в 20е годы особо-то и не проходили! И вообще, тогда всех авторов рассматривали как "выразителей чаяния такого-то класса" и писали сочинения на тему ""Хорь и Калиныч" как размышление о прусском и американском путях развития капитализма в деревне".
Высоцкого в школе "проходить" НЕЛЬЗЯ!!! Знакомить, устраивать прослушивания, конференции - НУЖНО. А школьная манера преподавания литературы просто губительна для юных читателей.
Потому что если Высоцкого включить в программу - дети точно от него отойдут. И будут слушать опять свою чухонскую готику и размазывать сопли по харизме, называя это депрессией.
Я сам на Высоцком вырос, у меня отец - его поклонник. В детстве я слушал магнитофонные бобины с записями "вживую", сделанными когда-то прямо на концерте... Эти бобины до сих пор живы... И фото у меня в комнате на стене висит с того самого концерта (конец 1970х, Институт ядерной физики)... Уже все обтрепанное, но тем не менее...
Хотя вообще-то почти все мое поколение (рожденные в конце 1970х- начале 80х) причастно Высоцкому с детства по прекрасной пластинке "Алиса в стране чудес"...
ave mater dei
milosch
Постоянный посетитель
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 03.08.2005 14:50
Откуда: gatchina

Сообщение DLL » 21.09.2005 17:58

Рагнора писал(а):Пы.Сы. А за Высоцкого вы не переживайте, его обязательно будут знать молодые, те, кому это нужно. на концерте Чайфов всегда исполняется песня "Да проложите вы хоть тоннель по дну реки", а как чудесно спел Гарик Сукачев "Кони привередливые", а Чиж и его "Лирическая"?... Так что в озеро Забвения Высоцкий не канет...


В свое время вышел великолепный диск "Странные скачки". (по-моему его даже переиздавали потом). Известные рокеры перепевали Высоцкого. Так что не забудут - это точно.
Аватара пользователя
DLL
Человек
 
Сообщения: 2660
Зарегистрирован: 31.05.2005 14:25

Re: Творчество В.В. Высоцкого

Сообщение DLL » 21.09.2005 18:05

administrator писал(а):какие произведения В.С.Высоцкого вы предложили бы включить в школьную программу и почему, с какого возраста вы рекомендуете детям изучать его творчество?


Думаю во-первых нужно изменить сам подход к изучению литературы, особенно вопросы оценок учащихся. А уж изучать можно много чего. В том числе и Высоцкого - вполне достойный кандидат на школьную программу. Тем более у Высоцкого именно стихи, а не песенные тексты.
Аватара пользователя
DLL
Человек
 
Сообщения: 2660
Зарегистрирован: 31.05.2005 14:25

Сообщение Правдоруб » 21.09.2005 22:06

Только надо определиться в каком классе и вообще определиться, в каком предмете его проходить. А так это наше наследие) Но опять для школьников лучше что-нибудь другое. Вообще по больше давать им прикладного знания и делать так, чтобы школьная программа не очень от институтской отличалось и чтобы школа готовила целенаправленно в институт.
Правду говорить легко!
"Жизнь одна, проживи её достойно."
Аватара пользователя
Правдоруб
Искатель
 
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 13.05.2005 1:24

След.

Вернуться в О проекте

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2